Если сразу говорить о главном — то да, девушки плачут. И даже некоторые мужчины, из тех, кто некрепок, тоже силятся сдержаться. А, бросьте, не крепитесь. Не так часто на просмотре нашего фильма удается опустить удивленные брови и расчувствоваться. На «Каменной башке» опустятся многие брови. Правда, для этого зрителям придется, как часто требует российское искусство, поверить в ряд никак не очевидных вещей.
Итак, Егор, боксер-чемпион, недавно попал в аварию, погибла его невеста, а сам он потерял долгосрочную память. То есть — с утра ничего не помнит, днем все соображает, как может, а вот со следующего утра опять — снова-здорово. О нем печется менеджер, который хочет устроить ему бой, желательно победный. А если все закончится плохо, то на миру и смерть красна, все лучше для Егора, по мнению друга-менеджера, чем ходить, трясти рельефной головой, пытаясь вспомнить табуретки у подъезда, на которых чей-то гроб стоял. Не помнит толком, кого похоронил? Ну так может — это и к лучшему, рассудил менеджер и подсунул Егору Таню, девушку легкого поведения (нет, она не девушка и поведение ее — нелегкое), которая должна сыграть роль невесты Кати, которая вроде как никуда и не пропадала. Она должна вернуть Егора на ринг. Между Егором, который дышит, ходит и живет уже напрасно и случайно, и Таней, которой есть для чего жить дальше, начинается история любви. Не сексуально-химической, а скорее сказочной — как между отшельником и розой или тучкой золотой и утесом-великаном. Таню нужно будет спасать.
Амнезийщики, как известно всем литераторам и кинематографистам, безропотная паства, которую злой сценарист может гонять куда угодно (один черт, им с утра все в новинку). Беззащитны перед лицом искусства и боксеры, которых кинематограф пинает всю дорогу как грушу — они ранимые люди, прекрасные семьянины, судьба отрабатывает на них все подлянки, а их ценности можно презентовать инопланетянам как земной идеал. Их воля к победе — всегда выше, чем профессиональный спорт, и глубже лоховской морали. Они — очень сильные и беззащитные, при этом они все в мускулах и много молчат. Если в пару несчастному боксеру с амнезией дать похожую на бойкого Пьеро красавицу за тридцать (Оксана, среди наших актрис — вы из лучших), циничную, добрую и худенькую — то хочется от души расчувствоваться.
И это, невзирая на отсутствие в сценарии некоторых подпорок правдоподобия, список которых вышел довольно длинным — где семья Егора, зачем же сразу в проститутки, от чего не хрустит залитая молоком сухая лапша. Можно и так, но хоть намекните — почему так. Дежурная претензия к российском кино: или уж давайте побольше условности, или уж побольше правдоподобия, не топчитесь посередине.
Янковскому, на которого много надежды возлагается, искренности не занимать, но вот в «
Меченосце» сильно не хватило вкуса, а в «Советнике» — силы сопротивления. В «Башке» вернулся вкус, и на месте — его обычная внимательная любовь к актерам (Валуев — открытие сезона) и внимание к картинке, на которой Питер получился демонически-прекрасным. И кино получилось — складное и нестыдное.
Но есть режиссеры, которые также беззащитны, как и боксеры и люди без памяти. Им не нужно давать метаться среди сценарного беспредела. И судя по команде, помогавшей изначальному автору сценария, Мизгиреву, задачу защиты режиссера от сценариста компания СТВ начала решать успешно.