Рецензия на фильм
Кадры из фильма
Голосование
Ваш любимый жанр…
|
«Один уходит, другой остается»Размышление на тему первой и последней любви
Катерина Тарханова, «Фильм.Ру»
Un reste, lautre part, L Франция, 2005
Режиссер Клод Берри
В ролях Шарлотта Гинзбур, Даниэль Отой, Натали Бэй, Пьер Ардити
Для трех адюльтеров мелодрама Клода Берри «Один уходит, другой остается» употребила пять французских звезд Даниэля Отоя, Пьера Ардити, Шарлотту Гинзбур, Натали Бэй и Миу-Миу. Но только трое из них отрабатывают мелодраму. То есть было бы много лучше, если б «другого» не было. Был бы «один» и совершенно неважно, ушел бы или остался. Кино бы тогда догнало нынешний европейский уровень взаимоотношений полов, а сейчас оно не догоняет, и дешевое подхихикивание кажется каким-то допотопным. Правда, может быть, у Берри это нервный смех
Поначалу два мужика внешне слишком уж счастливы с давними женами, и понятно, что через пять минут пойдет гнилое «нутро». Действительно, пошло, но обстоятельства таковы, что у Отоя оно вроде не гнилое. У него сын от первого брака попал в катастрофу, и он вообще в кусках. Вполне понятно «паническое» знакомство с Шарлоттой Гинзбур и дальнейшие переживания. Зато у Ардити никаких обстоятельств, кроме бл
ской натуры. Как ни объясняли коллеги после просмотра, что это за «натура», в чем ее суть слабый человек, сволочь, эгоист, латентный садомазохист или просто дурак в таком примитиве совсем нечего ловить, и все его «смешные» отношения с женой, любовницей и свояченицей оставляют осадок дикой пошлости.
Поначалу фильм выглядит как портрет в сущности одного мужика, поделенного надвое. Сюжет как бы про «два в одном», и персонаж Отоя это то, каким настоящим мужик себе кажется, а персонаж Ардити какая дешевка он на самом деле. Такой сюжет не может вызвать ничего, кроме раздражения, что опять нам лажают всех мужиков подряд, будто они все ничтожества, фальшивы, трусливы и не верят ни во что, кроме своего мелкого самолюбия. В общем, никакие не «мужики». Но кто, интересно, вправе говорить за всех и ни на секунду не сомневаться, что это не совсем так, что «мужики» очень даже возможны, что обоего пола бывают нормальные люди, живые, живущие своей жизнью и вовсе не ничтожные?
Так вот в дальнейшем фильм только подтверждает эти сомнения, причем опять же не потому, что изначально ясно, кто уйдет, а кто останется. Но чем больше выхолащивается пошлая история, тем интересней становится история с катастрофой. Они отделяются друг от друга и перестают быть двойным портретом кого-то одного. Они из разных фильмов, а на все пошлости Берри неслучайно взял Ардити и Натали Бэй. Их нормальные лица призваны скрыть непонимание автором своих собственных персонажей. Действительно, этих мужа, жену, любовницу и свояченицу Берри почерпнул «снаружи» из рассказа знакомого антиквара.
Зато история отца с сыном про него самого. Он ее знает не понаслышке, только в жизни было еще хуже: родной сын Берри погиб. Но получается, что только из застенчивости автор приставил к себе «другого» видимо, побоялся слишком слезливой душевной порнографии. На самом же деле нормальный мужик действительно существует и так его и зовут: Клод Берри. Парадоксальным образом пресс-релиз с его личным интервью на сей раз содержательней, чем экранный результат. Так или иначе, фильм начинаешь смотреть одним глазом, а другой все время жмуришь.
Один Отой играет простое содержание, без всяких фальшивых «жизненных сложностей». Далеко не герой обыкновенный нормальный мужик по молодости влюбился и женился на Миу-Миу. Но по той же молодости они явно быстренько разошлись, причем нормальный мужик ушел не «к другой», а только на свободу, в неизведанное «большое будущее». Они могут остаться друзьями, потому что он сделал ей ребенка и всегда обеспечивал домик в Швейцарии. Волновался даже о том, чтобы у нее «кто-то был» другое дело, что «ей лучше одной». Тоже нормально, но важно, что у Отоя все прошлое видно.
Потом по ходу дел нашлась «подходящая», с которой они долго жили весьма комфортабельно, поставили еще штамп в паспорте, сделали еще ребенка, оба сделали карьеру. Но комфорт никогда не заменит любовь, а ее явно не было, а семья никогда не выживет на «партнерстве». «На партнерстве» семья как раз сдохнет, и если не распадется, то потом очень дурно пахнет (про это Отой играл «Скрытое»). А нормальный мужик, каким бы ни был почитателем комфорта, рано или поздно снова влюбится, и любовь будет пахнуть розами, духами и туманами. Все просто, даже если на фоне катастрофы.
Отой не постеснялся впасть в истерику с младшим сыном в «комфортабельной» семейке вырос, естественно, мелкий эгоист. Все сходится: старший сын, рожденный по любви, при любых обстоятельствах тоже нормальный мужик. Но если бы не приходилось периодически зажмуриваться, можно было увидеть больше. В интервью Клод Берри признался, что с прототипом Гинзбур живет вместе до сих пор, однако сильно интересуется темой смерти. И по этой теме заметил, что перед смертью многие возвращаются к своим самым первым женам (зная про неоперабельный рак, к ним когда-то вернулись Деми и Трюффо).
То есть в «последней любви» они повторяют «первую», только наоборот. По молодости хотят «большого будущего», на старости «богатого прошлого». Правильно ли это? Можно было успеть поразмышлять именно в таком фильме. Не удалось.
Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть
|