Рецензия на фильм
Кадры из фильма
Голосование
Ваш любимый жанр…
|
«Через вселенную»Лучше было просто не снять
Станислав Никулин, «КиноМания»
Across the Universe США, 2007
Режиссер Джули Тэймор
В ролях Эван Рейчел Вуд, Джим Старгесс, Джо Андерсон, Дана Фюхс, Сальма Хайек, Синди Лоэбе, Боно, Мартин Лютер, Т. В. Карпио
Сам факт появления мюзикла (определение это в данном случае условно, но за неимением лучшего остановимся на нём) по мотивам творчества легендарных The Beatles не удивителен и отраден. Удивительно, пожалуй, лишь то, что это ожидаемое для бесчисленной армии битломанов событие случилось в 2007-м, хотя настоятельно требовало реализации и воплощения уже долгие годы. В подобных случаях принято вспоминать народную мудрость в диапазоне от «лучше поздно, чем никогда» до «тише едешь, дальше будешь». Не последнее значение имеет и персона режиссёра, рискнувшего визуализировать уникальное настроение песен ливерпульской четверки. Выбор пал на Джули Тэймор, фигуру для современного кино редкую, колоритную. Слава к ней пришла на театральных подмостках, но и сделанное в кино искреннее уважение вызывает. В таких случаях ещё до просмотра ясно, что встреча с прекрасным не будет омрачена режиссёрским равнодушием или творческой импотенцией. Тут важна позиция режиссёра как таковая. Ведь от этого, в конечном счёте, восприятие творящегося на экране и зависит.
В центре сюжета — история молодого ливерпульского докера Джуда, отправляющегося в штаты на поиски отца. В университетском городке, где батюшка работает дворником, Джуд знакомится с разгильдяем и повесой Максом. Недолго думая, новоиспеченные друзья уезжают в столицу мира Нью-Йорк. Позже к ним присоединится сестра Макса Люси. На дворе бурные 60-е: антивоенные демонстрации, психоделическая революция профессора Лири, free love и музыка, отражающая в себе целую эпоху
По сути, содержательная сторона картины могла быть какой угодно. Совсем неважно кто, где и с кем встречается, о чём говорит, что делает и т.д. Важен фон и сопутствующая событиям атмосфера. Отобрав 33 хита битлов, сценаристы выстроили всю сюжетную мозаику вокруг текстов этих песен. Главной опасностью тут была вероятность превращения полнометражного фильма в набор красочных клипов, в котором диалоги не более чем предлог для очередной композиции. Тэймор эту задачку решила почти без потерь. Первична здесь, конечно, музыка, но и история (при всей упомянутой условности) вполне правдоподобна и жизненна. Оставив в стороне обязательную в таких случаях романтическую линию (немало рифм Джон и Пол об этом сложили), внимания требует социально-политический месседж, в картине не для галочки присутствующий, а к середине фильма и вовсе превращающийся в локомотив всего действа. Речь естественно о войне во Вьетнаме, убийстве Мартина Лютера Кинга, и многочисленных манифестациях этому посвященных. Тут фантазия Тэймор работает на полную мощность, для обличения агрессивной политики правительства в ход идут блистательные задумки и художественные решения. Режиссёр как опытный коммиявожер зрителю два в одном продаёт, насыщая тем самым background повествования, высказываясь по всем вопросам, что сюжетом на повестку дня вынесены.
Джули Тэймор совершила обыкновенное чудо в том смысле, что обычно от подобных проектов ничего хорошего не ждёшь. Замысел, как правило, для последующего воплощения непокоренной вершиной так и остаётся. У Тэймор всё с точностью наоборот: смотришь, и понимаешь, что лучше было просто не снять.
Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть
|