Рецензия на фильм
Кадры из фильма
Голосование
Ваш любимый жанр…
|
«300 спартанцев»Мясные машины
Олег Зинцов, «Ведомости»
300 США, 2006
Режиссер Зак Снайдер
В ролях Джерард Батлер, Винсент Реган, Лена Хеди, Родриго Санторо
«300 спартанцев» (в оригинале просто «300»), уже две недели обороняющие верхушку прокатной десятки в США и успевшие вызвать возмущение в Иране, стоят своей славы. Перенесенный на экран комикс Фрэнка Миллера о битве при Фермопилах в 480 г. до н. э. задает новый стандарт батального зрелища так, как в фильме Зака Снайдера, не рубились еще нигде. Но скоро, наверное, будут повсеместно соблазн повторить успех «300» слишком велик.
По технологии «300» очередной фильм, размывающий границу между игровым кино и компьютерной анимацией. Движения и лица актеров единственное, что снято здесь вживую. Весь антураж прорисован и оцифрован в полном соответствии с первоисточником комиксом Фрэнка Миллера. Но в отличие от другой миллеровской работы графичного «Города грехов», экранизированного при участии Роберта Родригеса, «300» раскрашены в сочные, полнокровные цвета главный из них, разумеется, красный.
Уровень насилия впечатляющий, но не запредельный; бывали фильмы и покровавее. После репортажей с Берлинского фестиваля, где прошла мировая премьера «300», можно было решить, что Зак Снайдер побил очередной рекорд экранной жестокости и половину картины чувствительной публике придется смотреть зажмурившись. Ничего подобного мясорубка Снайдера имеет ограничитель, однако настроен он хитро: боевые сцены спрессованы и смонтированы так, чтобы не акцентировать подробности, способные вызвать физиологическое отвращение. Фокус в том, что из чудовищной бойни изъято самое непереносимое для глаза телесное страдание.
Потому что фильм совершенно о другом о телесном упоении. Спартанцы с литой мускулатурой по сюжету идут умирать, но их ран и увечий зрителю не предъявляют. Герои просто делают свою восхитительную физическую работу.
Ошметки и алые брызги летят от других тел строго говоря, не вполне человеческих: остановленная в Фермопильском проходе неисчислимая армия персов нелюди, бесы, порождение ада. Их лица замотаны тряпками или спрятаны под масками, а если маску сорвать, обнаружишь не лицо, а харю, гримасу абсолютного зла. В персидских рядах есть не только боевые слоны и носороги, но и великаны-берсерки, тролли. Когда меч втыкают в глаз такому чудовищу, это разве жестокость? Мы-то за спартанца болеем.
В «300» бьются не воины разных народов, а полубоги и демоны. Первые прекрасны, вторые соразмерно ужасны. Поэтому предатель обязан быть невообразимым уродом, которого по недосмотру не убили в раннем детстве спартанский контроль качества младенцев дал фатальный сбой.
Условность условностью, но фантастическую красоту фильма Зака Снайдера точнее всего назвать фашистской. Речь не об идеологии, от которой в комиксе было бы странно требовать связности (с одной стороны, пламенные речи о свободе и демократии, с другой привычная селекция младенцев). Тоталитарный потенциал реализуется здесь гораздо мощнее и эффективнее в завораживающей пластике кадров и монолитном телесном восторге скульптурных торсов.
Эти 300 могучих тел в сущности одно целое. Стань его частью или ничем, другого пути быть не может. И никакого иного телесного соблазна нет: напрасно Ксеркс карикатурный восточный демон в два человеческих роста с пирсингом и пластикой гомосексуалиста в самой удивительной сцене фильма нежно обнимает за плечи спартанского царя Леонида. Не на того, что называется, напал.
Поделиться
Отправить
Класснуть
Вотсапнуть
|