Она неправильная и в мире такого образования нет. На актерский, режиссерский и на операторский факультеты берут людей с определенными склонностями, и берут их «сержантами», «лейтенантами», а у нас на факультетах учат сразу «генералов».
А ведь человек по роду профессии должен руководить огромным коллективом, он должен понимать, что делает.
Что такое режиссер?
Режиссер — это человек идей. В команде все профессионалы — оператор снимет, звукорежиссер запишет звук, актер сыграет, а что делает режиссер? Его задача подавать идеи. Причем такие идеи, которые вдохновляют, организуют людей.
Поэтому мировое (режиссерское) образование построено по другому принципу. Там учат не режиссуре, а кинематографу. Там предлагают набор курсов по всем профессиям — оператор, звукооператор, сценарист, режиссер, актер — выбирай!
Все начинают, естественно, с режиссера, получают камеру в руки и начинают снимать маленький, 3-х минутный фильм. 50 человек получили в руки камеры и сняли 50 3-х минутных фильмов, из них выбрали 25, и следующий фильм снимают 2 человека, один режиссер, а второй — вся его группа. Опять отбор и следующий фильм снимают 5 человек — один режиссер, остальные — вся его команда.
Таким образом самые способные побеждают. Они работают в постоянном напряжении, но это не закрывает им путь. Ты сошел с магистрального пути, но ты можешь вернуться, заказать курсы и вернуться. Эта борьба за режиссерское место в течение трех лет обучения продолжается. Студенты изучают весь кинематограф, они находят свои склонности. Ведь кто-то может оказаться больше склонен к продюсерству. Это нормально и не сразу проявляется.
Я, например, не приспособлен к продюсерской работе совершенно, один раз попробовал, но мне это не интересно.
Но если у человека есть кругозор и профессиональное понимание всех аспектов кино, когда режиссер может взять камеру и снять как профессиональный оператор, тогда он более глубоко понимает задачи оператора. И к концу образования люди имеют представление обо всех профессиях и останавливаются на одной.
А к самым лучшим, тем, кто имеет наибольшее количество побед в течение всего обучения, уже присматриваются компании и дают им работу с бюджетом в 2—3 миллиона долларов, что для Америки немного. И тогда люди понимают, что они в центре кинопроцесса, а не в абстракции, и учатся они для работы.
А люди, которые учатся во ВГИКе? Куда они уходят? Можно прийти к продюсеру и сказать, я закончил ВГИК, у меня есть диплом, дай мне денег на картину, а он скажет — да пошел ты. Потому, что этот диплом не имеет авторитета. То есть теоретический авторитет есть, человек закончил учебное заведение, у него есть сумма знаний, и это не пустые знания, они нужны для опыта, для культурного уровня, но они на мой взгляд, несовременны.
Я эту точку зрения высказываю постоянно, поэтому ВГИК меня не зовет
Такое образование у нас уже сформировалось прочным скелетом, ничего не изменится. Надо учиться и получать широкое представление о разных профессиях, и из них уже выбирать то, что ближе именно тебе.
Есть, конечно, примеры во ВГИКе, когда люди со школы поступали и становились хорошими режиссерами, например, Сергей Соловьев, а остальные, как правило, приходили после уже полученного или не оконченного первого высшего образования.
Я, вот, окончил архитектурный, Тарковский, который учился вместе со мной, ушел с факультета востоковедения, а Шукшин был директором школы. Практически все ученики мастерской Ромма были уже с полученным высшим образованием.
Оригинал:
http://www.top4top.ru/#/user/blog/post.xml?postId=62522&userId=9